Как сделать звук чище

Как сделать звук чище

Каким бы качественным не был диктофон, практически всегда требуется последующая обработка голоса. На записи могут присутствовать шум или посторонние звуки, громкость голоса может плавать или быть недостаточной, а сам голос бубнить. Поэтому, если вы готовите запись для последующего прослушивания или, например, для озвучивания ролика на ютубе, то обработка голоса крайне желательна .

Рассмотрим быстрый способ, как может быть осуществлена обработка голоса самостоятельно. Основной акцент будет уделен выделению речи на записи. Но даже если цель не только в речи, после прочтения вам не должно составить труда улучшить качество любой записи.

В статье будут рассмотрены следующие моменты:

  • Нормировка уровня громкости
  • Удаление лишних участков записи
  • Удаление шума в записи
  • Эквализация записи
  • Компрессия

Обработку звука лучше производить в наушниках — они позволят расслышать каждую мелочь. Желательно, чтобы это были не китайцы, купленные в переходе за 50 рублей. В идеале стоит использовать мониторные наушники, но подойдут и просто нормальные наушники.

Если ваши наушники сломались и нужно срочно их починить, то сделать это можно даже без паяльника. Как? -Читаем в статье: Ремонт наушников голыми руками, без паяльника!

Альтернативный путь

Если вам не хватает времени или нет желания вникать, то предлагаю отличный сервис — Kwork , которым я и сам регулярно пользуюсь. Это проверенная биржа фриланс-услуг, где за небольшую плату, Вы сможете самостоятельно выбрать профессионального исполнителя для обработки записи или других услуг.

Программа для обработки голоса — Audacity

Обработка голоса это редактирование аудиофайла, поэтому, в первую очередь, нам нужна программа для работы со звуком. В качестве инструмента воздействия послужит бесплатный и свободно скачивающийся аудио редактор Audacity. Он же может может использоваться и как программа для записи голоса с микрофона.

Бесплатно скачать Audacity можно по этой ссылке.

Интерфейс редактора интуитивно понятен и даже методом тыка можно очень быстро натыкать то, что вам нужно. Осталось только узнать, а что собственно нужно.

Если в записи присутствует мат, который нежелателен, то исправить ситуацию поможет статья: Запикивание мата в записи

Обработка голоса

Итак, имеем запись, в каком либо аудио формате. Первым делом открываем ее в Audacity. Можно сделать это кнопочкой Импортировать из меню Файл редактора, но мне как-то привычнее нагло перетащить файл мышкой из папки в окно редактора.

Для демонстраций был взят кусочек записи длительностью чуть более минуты. Такой, чтобы умещался на экране. На нем демонстрация будет нагляднее. При этом ему присущи все недостатки обычных диктофонных записей.

Нормировка уровня громкости

Чтобы повысить качество звука, первым делом необходимо увеличить громкость записи. Для этого двойным щелчком левой кнопки мыши по дорожке (либо комбинацией Ctrl+a) выделяем ее. Затем открываем вкладку меню Эффекты и выбираем пункт Нормировка сигнала…

После нажатия, откроется меню настройки эффекта:

Стандартные настройки нас вполне устроят. В окошке указывается значение громкости, которое будет у самого громкого пика вашей записи. Нормировка повысит уровень громкости записи, никак больше не влияя на запись.

У всех инструментов редактора Audacity есть кнопка Preview, т.е. Предпросмотр, или скорее Предпрослушивание. При нажатии на нее воспроизводится первые 5 секунд выделенного участка записи с применением эффекта.

Удаляем лишние места и щелчки

Уровень громкости подрос, но как-то не солидно. Виной всему щелчок в самом начале. Можно попросту заглушить его. Для этого приближаем его и выделяем:

Удобно менять масштаб зажимая Ctrl и крутя колесиком мыши, а для перемещения по записи влево-вправо крутя колесиком зажимать Shift.

Я специально захватил на картинке временную шкалу, чтобы показать, что длительность пика около 0.1 секунды . Для того чтобы заглушить выделенное нажимаем в панели инструментов кнопочку (либо комбинацию Ctrl+L):

Редактор моментально сровняет пик с землей в идеально прямую линию нулевой громкости:

Можно и удалить это кусочек просто нажав на клавиатуре Delete. Но в таком случае выделенная часть дорожки удалится, а общая длительность сократится. Если запись готовится для озвучивания видео на ютубе, удаление посредством Delete может привести к сдвигу дорожки.

Удалив щелчок, повторяем Нормировку сигнала и получаем уже более солидный результат:

В Audacity есть удобная комбинация клавиш Ctrl+R, нажатие которой повторяет последний использованный эффект. При этом эффект повторяется с теми же самыми настройками.

Нормировка сигнала это просто его усиление на одинаковую величину. Усиление подбираемая так, чтобы места с максимальной громкостью довести до указанного значения. При этом усиливается всё — как полезный сигнал так и фоновый шумок.

Пришла пора избавиться от шума

Обработка голоса неминуемо требует удаление шума. Делается это в два этапа. Сначала нужно создать модель шума, для того чтобы программа знала от чего нужно избавляться. Поэтому находим в записи кусочек, где нет полезной информации, а только то, что мы считаем шумом и выделяем этот участок.

Желательно, чтобы он был как можно длиннее, тогда получится более полно удалить шум из записи.

Теперь в меню Эффекты выбираем Подавление шума… Вверху открывшегося окошка видим и нажимаем единственную кнопочку — Создать модель шума.

На этом окошко закроется… Отлично! Модель шума создана. Теперь выделяем всю запись и вновь заходим в меню ЭффектыПодавление шума…

Откроется тоже самое окно, но теперь можно перейти к этапу 2. Настройки по дефолту подойдут для большинства случаев. Хотя с последним ползунком лучше поэкспериментировать. Жмем ОК, повторяем нормировку и любуемся результатом:

Если сравнить с тем как дорожка выглядела до удаления шума, то можно легко заметить, что постоянная составляющая практически полностью исчезла. Все тихие места стали еще тише, практически занулились. Да и на слух это звучит на порядок лучше.

Для большего кругозора стоит отметить что подавление на каждые 6дБ это ослабление в два раза., а 3дБ это полтора раза. Если Ваша запись очень шумная и в ней присутствуют разные типы шумов в разных частях, то можно повторить процедуру с момента создания модели шума. При этом кусочек который будет выделен как модель шума взять в другом месте записи. А в окошко Подавление шума(дБ) вписать от 3 до 6дБ. Излишнее подавление может внести ‘замыленность’ в звук. Так же, зачастую, гораздо эффективнее несколько раз подавить шум по 3дБ, создавая модель шума из разных участков записи, чем один раз бухнут 15 дБ.

Выделяем голос на записи — Эквализация

Так как нас интересует именно речь, то можно дополнительно выделить ее при помощи эквалайзера. Переходим Эффекты→Эквалайзер…

Тему эквализации просто невозможно раскрыть двумя абзацами, поэтому по ней была написана отдельная статья: Эквализация записи голоса в Audacity

Если уж совсем в двух словах, то речь, как мужская так и женская укладываются в диапазон 200-7000 Гц. Большинство шумов, как правило, лежит выше это диапазона, а гудение — ниже. Поэтому громкость остальных частот стоит снизить ввиду их неинформативности и даже паразитности.

Читайте также:  Время работы ssd дисков

Подобная форма эквалайзера возможно подойдет при обработке на скорую руку. Но все очень сильно зависит от того, как и на что производилась запись. Поэтому рекомендую все-же заглянуть в статью про эквализацию.

Компрессия

Обработка голоса всегда включает в себя выравнивание записи по громкости. В принципе можно вручную выделять кусочки и применять к каждому Нормировку. Это достаточно эффективный способ, но весьма долгий. Да и не зря же люди придумали такую полезную штучку, как Компрессор. Им то мы и воспользуемся 🙂

Выделяем всю запись и переходим в меню Эффекты => Компрессоры…

Такие настройки должны подойти большинству. Смысл компрессора в том, что тихие моменты он усиливает а громкие ослабляет и тем самым выравнивает громкость. Посмотрим на результат работы компрессора:

Запись явно преобразилась. Начало записи можно сделать еще громче. Выделим отдельно и повторим компрессию либо нормировку — на Ваш вкус.

Экспорт и сохранение

Для того чтобы сохранить обработанную запись в виде аудио файла перейдите в Файл→Export

В открывшемся окне следует указать название файла и выбрать его формат. Можно экспортировать запись в любой популярный аудиоформат, с указанием качества. Для большинства случаев подойдет MP3 с постоянным битрейтом 320 Кбит/с.

Если Вы не успели завершить обработку а вам пора бежать по делам, то можно сохранить проект. Для этого служит пункт меню Файл→Сохранить Проект. Сохраненный проект можно открыть в любое время и продолжить работу. Это особенно актуально, если у вас много дорожек.

Вернемся к первоисточнику для сравнения

Как говорится, найдите 10 отличий….

Заключение

Конечно можно продолжить пытать запись. Еще раз удалить шумы, которые могли вылезти после компрессии, произвести еще большую компрессию чтобы еще улучшить качество звука записи…

Но стоит помнить, что излишняя компрессия может сделать звук зажатым и лишить динамики. Однако решение в любом случае остается за вами и вкусами вашего слухового органа)

Если у Вас не получается обработать запись, то вы всегда можете обратиться за помощью на биржу фриланс услуг .

Довольно часто попадаются хорошие подкасты или аудиотрансляции с семинаров и конференций, однако интересная тема и интригующая манера подачи материала сводятся на нет невысоким качеством самой записи. Это может быть, как низкий уровень звука, так и сильные перепады громкости на разных отрывках. Они сильно портят впечатление и заставляют слушателя интенсивно мучать кнопки «громче-тише».

Отдельную проблему представляет фоновый шум, а также резкие вопли-кашли-чихания. Впрочем, все эти и многие другие недостатки можно устранить с помощью бесплатной программы Audacity. В данной статье я расскажу об обязательной минимальной обработке записи голоса или собственного подкаста, позволяющей сделать прослушивание комфортным.

Звуковой редактор Audacity бесплатен и имеет русский язык, он скачивается с официального сайта. Инсталляция не вызывает никаких проблем – опции при установке менять не требуется. Однако после инсталляции необходимо доустановить пару модулей, чтобы программа понимала различные аудиоформаты, а также самостоятельно могла экспортировать звук в mp3. Дело в том, что автор не стал связываться с юридической стороной вопроса легальности использования закрытых форматов и переложил эти проблемы на пользователя.


Настройка библиотек в Audacity. Сначала скачиваем, потом распаковываем, далее указываем.

Заходим в Правка-Параметры-Библиотеки. Здесь требуется установить библиотеки LAME и FFmpeg. Нажимаем на кнопку Скачать и в браузере откроется ссылка на нужную библиотеку – соответственно «LAME download page» и «Go to the external download page». После скачивания распаковываем содержимое архивов в папку с программой и указываем файл кнопкой Указать. Теперь редактор полностью готов к работе. Открываем нужную аудиозапись.


Необработанная аудиозапись в Audacity видна невооруженным глазом. Сильно выделяются пики, а общий уровень сигнала низкий.

В качественной записи общий уровень звука должен быть примерно одинаков, без резких скачков и всплесков. Зашкаливающие пики, мало того, что неприятно отдают в наушниках и колонках, так еще и будут мешать программе Audacity определить максимальный уровень сигнала. Удаляем всплески первым делом.

Удаление скачков и пиков

Заходим в Эффекты-Limiter (или Hard Limiter в зависимости от версии Audacity и плагина). На изображении показаны рекомендуемые параметры. Единственное, с чем стоить поиграться – Limit to (dB) – собственно он и указывает выше какого уровня пик будет срезаться. Конкретное значение дать затруднительно, многое зависит от характера звука, но я рекомендую от -2 до -6 dB.


Настройка плагина Limiter (Hard Limiter) в Audacity.
Главный параметр — Limit to (Db)

Сделайте несколько попыток. Контролируйте визуально, чтобы после применения фильтра срезались только скачки. Если упал уровень основной части, значит вы перестарались со значением Limit to (dB). В настройках есть кнопка Preview, позволяющая сразу прослушать обработанный фрагмент.


После обработки фильтром Hard Limiter в Audacity. Все пики срезаны, их остатки не превышают средний уровень.

Читайте также:  Интересные группы в телеграмме

Нормализация

Заходим в Эффекты-Нормировка сигнала (Normalize). Данный плагин поднимает (или снижает) общий уровень всей записи сразу. Тихий сигнал станет громче, а громкий еще громче.


Настройка нормализации в Audacity. Минус один Децибел обычно дает хороший результат.

Если вы видите, что голос получился тихим по всей длине, то ему явно требуется нормализация. Параметр Normalize maximum amplitude to указывает уровень под который будет выполняться подгонка. Рекомендую -1 dB.


После применения нормализации. Обратите внимание, как вырос уровень, хотя характер сигнала почти не изменился.

Компрессор

Следующий плагин – Компрессор, – он один из самых важных. При этом виде обработки слабые и тихие звуки делаются громче, а слишком громкие – тише. То есть после проведения компрессии шепот и громкий вопль будут почти одинаковы по уровню, не придется крутить слайдер громкости. После окончания работы плагина вы визуально должны увидеть выравнивание сигнала.


Настройка фильтра Компрессор в Audacity

Результат действия компрессора может сильно отличаться в каждом конкретном случае. Он может снизить или поднять общую громкость или же привести к появлению пиков (если не установлена галочка Компрессия по пикам в настройках плагина). Поэтому, если требуется, можно повторно применить Limiter или Нормализатор.


Посмотрите, как Компрессор изменил форму записи. Теперь и писк комара, и рев турбины имеют почти одинаковый уровень. Слушать такой аудиофайл комфортно.

Удаление шума

В этом разделе речь пойдет о негромком монотонном и непрерывном шуме, сопровождающем всю запись. Это может быть шелест вентилятора ноутбука или гул кондиционера, работающего неподалеку. Для чистки звука нам понадобится небольшой (3-10 сек) участок только с этим шумом (без голоса).


Удаление шума в Audacity

Программа проанализирует полученные характеристики, составит модель шумодава и попробует безболезненно изъять составляющие шума из общего спектра. Выделяем небольшой участок с шумом (и только с ним), далее запускаем плагин Эффекты-Подавление шума. Нажимаем Создать модель шума. Теперь можно применить фильтр на всей записи. Снимаем выделение (или выделяем весь файл целиком) и повторно запускаем плагин, но на этот раз выполняем саму чистку, нажав ОК. Дать конкретные рекомендации сложно. Сделайте несколько попыток с разными параметрами. Ползунок Подавление шума указывает насколько сильно снижать шум, а Sensivity указывает чувствительность – чем она выше, там сильнее может пострадать голос после чистки. Важно понимать, что предыдущий фильтр Компрессор поднимает слабые звуки, в том числе и шум. Поэтому запускать шумодав нужно перед компрессором.

Удаление вздохов, кашля и др

К сожалению фильтров, которые могли бы автоматически сделать удаление этих звуков нет (имеется в виду — без значительной потери качества основного сигнала), – это кропотливая ручная работа. Нужные участки выделяются курсором и либо заменяются тишиной (Создание–Создать тишину), либо вырезаются (кнопкой Del). В особых случаях, когда удаляемый участок звучит на фоне речи, его можно заглушить. Проблемные звуки все еще будут слышны, но они не будут привлекать внимание и портить речь.

Эквалайзер.

Даже если с уровнем сингала у вас все в порядке, голос говорящего может не понравится. Например, слишком басовитый или слишком писклявый. Иногда это результат применения некачественного или ненастроенного микрофона, и исправляется эквалайзером (Эффекты – Эквалайзер). Не буду особенно вдаваться в настройки – это потребует отдельной статьи, скажу лишь, что на диаграмме кривыми показаны занижаемые или поднимаемые частоты.

Для простоты можете пользоваться пресетами, многие из которых полезны – Bass boost (усиление басов), Bass cut (удаление басов), Treble boost (усление высоких), Treble cut (удаление высоких), 100Hz Rumble (удаление самых низких составляющих баса – особенно хорошо подходит для живых выступлений, где микрофон дает слишком много басов при выдохе). Крутизна кривой показывает насколько сильно будет подниматься/опускаться определенная частота. По аналогии с предыдущими плагинами можно сразу прослушать результат обработки и что-то подстроить.


Эквалайзер в Audacity.
В данном примере срезаются частоты ниже 100 Гц

Сохранение полученного результата. Выполняется командой Экспорт аудио (пункт Экспорт выделенного аудио сохраняет только выделенный фрагмент). Далее выбираем формат – я использую MP3 и OGG. Последний хоть и имеет лучшее качество, но все же менее распространен, и может не воспроизводится старыми плеерами и бытовой техникой.

Для MP3 задается битрейт, чем он больше, тем лучше качество, но тем больше размер файла. Рекомендую использовать битрейт 192-320 kbps для стерео и в два раза меньший — для монофонической записи. Для OGG качество задается в условных единицах от 0 до 10.

В конце скажу, что статья дает лишь начальные знания по обработке звука, но даже проведя минимальную обработку и потратив всего лишь 20 минут, можно добиться существенного улучшения итогового качества звучания, приемлемого для прослушивания большой аудиторией. Через некоторое время, набрав опыта, вы будете без проблем выставлять нужные параметры плагинов на глаз.

Обычно при записи подкастов с участием одних и тех же голосов список фильтров почти не меняется. Можно воспользоваться встроенным руководством и детально изучить требуемые плагины, доведя обработку своего аудио до совершенства.

Используйте качественные хосты, сэмплы и инструменты. Не забывайте, что даже если сэмпл 24 бита, 96 килогерц – это еще не значит, что он качественный. Посмотрите на частотную характеристку, нет ли провалов, проверьте динамический диапазон. Со временем это будет определяться элементарно, на слух.

Если записывается живяк — хороший микрофон, пред и карта. Записать надо на максимально возможной громкости, которая не дает перегрузки. От прыжков уровня спасает лимитер на входе.

Внимательно послушайте трек через день после написания. Выпишите, что там вам не нравится. Исправляйте по пунктам, от сложного к простому. Следите, чтобы очередные изменения не испортили предыдущие доработки. После того, как покажется, что трек звучит хорошо, попробуйте послушать его на обычных колонках от музыкального центра или на компьютерных мыльницах. Сравните с фирменными треками подобного жанра. Не работайте непрерывно больше двух часов. Лучше всего раз в час выключить звук и пойти на кухню покурить, буквально на пять минут. Если этого не сделать – уши неизбежно замылятся и вы только испортите начатое.

Читайте также:  Как создать человека в блендер

Запустите Wavelab и врубите там 3d анализ на своем треке. Потом то же самое на любом фирменном (хоть Продиджи, хоть Portishead, жанр не важен). Впрочем, я и так могу сказать, что там у вас будет — перегруз на 60-500 Гц, провал на 2000-20000 Гц. У любого фирмачного трека все, как правило, прилизано и ровно раскорячено по частотам и по уровню. Дома такого добиться очень тяжело, но можно. Для этого больше работайте эквалайзером, причем старайтесь убирать, а не прибавлять частоты (лучше убрать и сделать погромче), старайтесь равномерно разбрасывать инструменты по частотной и панорамной сетке, не забывайте компрессировать ритмическую группу, если это нужно.

Не увлекайтесь количеством. Помните — хорошая музыка не та, в которую нечего добавить, а та, из которой нечего убрать. К продакшну это тоже относится. Если есть сомнения в целесообразности того или иного звука или эффекта – переделывайте, заменяйте или убирайте.

Не старайтесь сделать звук кристально чистым. Если он изначально грязный, то без специальных знаний и приборов сделать его чистым без потерь не получится. Если все-таки очень хочется, то вот пара советов: выясните, какая дорожка грязнит звук, попробуйте ее убрать, заменить или замешать. Если не помогло, значит что-то со сведением.

Не старайтесь сделать звук очень громким. Не злоупотребляйте компрессорами, тем более многополосными — они очень серьезно корежат звук.

Идеальное сведение — это когда трек не требует мастеринга вообще. Почаще пользуемся спектроанализатором, а также рендерим и смотрим прогрессивный уровень, стараемся, чтобы он был ровный на протяжении всего трека. Чем ровнее будет трек, тем меньше мастеринга, и, соответственно, деструктивного редактирования.

Чередуйте контроль звука между акустикой и наушниками. Лучше чтобы наушников было двое – диджейские, типа Pioneer или Sony MDR-серии и мониторные, типа AKG K141/240. Неплохо также отслушать на большом звуке. После этого сразу становится понятно, что к чему, хотя будте осторожны – мощная акустика камуфлирует некоторые недочеты, например, непроработные верхние частоты.

Ну и, наконец, больше естественности! Даже когда вы пишите какие-нибудь дикие glitch-барабаны, представляйте, что их играет живой барабанщик, соответственно делайте громкость, панораму и т.д. То же самое с басом, клавишами и прочими инструментами. Не ленитесь немножко менять повторяющиеся партии, нелинейность — это почти всегда лучше.

Многополосный, то есть обеспечивающий компрессию по выбранной полосе частот. Это достаточно сильный деструктивный метод обработки и НЕ НАДО использовать его в качестве креативного эффекта. Если начальное и конечное звучание сильно отличаются – пересводите исходный трек. Я не рекомендую использовать такие мастеринговые плагины, как Waves C4, Mackie Final mix, iZotope Ozone. Они очень сильно портят звук. Со временем это становится заметно. Лучше использовать PSP Vintage Warmer, PSP MasterComp, Waves L3, DiscoDSP Trillme.

Лучше всего это делать в Steinberg Wavelab. В отличие от всех прочих редакторов он умеет одновременно включать несколько эффектов без применения. Это удобно для сравнения и отслушивания разных фрагментов. Также у него есть неплохие средства для анализа звуковых файлов и хороший mp3 encoder.

Как угодно . На слух. Никаких тут панацей быть не может. Убирайте неиспользованные частотные диапазоны, смешивайте лупы друг с другом. Эквалайз я рекомендую делать после басовой линии и основных синтезаторов. Иногда имеет смысл использовать уплотнение, то есть добавление на соответствующие доли дополнительных одиночных барабанов, чаще всего это бочка. Не забываем настраивать (тюнить) барабаны!

Не забываем использовать компрессоры и сатураторы. Чтобы добиться повышенной плотности можно наложить сверху дисторшн, овердрайв, дециматор и чуть-чуть, совсем негромко, подмешать это к основному сигналу.

Программы: Tc Native Compressor/Deesser и Sonic Destructor, PSP Vintage Warmer, iZotope Trash.

В качестве основы надо взять две одинаковые мелодические волны, богатые гармониками (то есть пилу, квадрат, спектральные волны и т.п.) и расстроить их на 25-50 центов. Имеет смысл добавить синус в нуле октавой ниже. Дальше – полностью ваше творчество. Что можно: добавить других волн или таких же, но с другой расстройкой, сделать унисон, модулировать частоту пульса и величину расстройки, модулировать фазу, положить сверху частотных и модуляционных фильтров и тоже их модулировать (лучше по LFO), обработать фленжером, фейзером или хорусом, продисторшить, в том числе мультичастотно (разные дисторшны на разные частоты), очень жестко откомпрессировать, развести по панораме, наложить реверберацию с компрессией сверху, смешать с другими ризами, сделать негромкие волновые подголоски на +3, +5 и/или +7, и так далее. Потом ресэмплировать его в отдельный файл, загрузить в сэмплер и использовать.

Программы: в качестве основного синтезатора: Linplug Albino 3, NI Absynth, NI Reaktor, NI Massive, Korg MS-20. В качестве обработки – все что угодно. Рекомендуется засесть за Реактор и написать свой собственный синтезатор со всеми необходимыми примочками. Я, например, именно так и сделал, это не так сложно, как кажется.

Динамический не требует фантомного питания, имеет более плотный саунд, неприхотлив и подходит как для студии, так и для сцены. Конденсаторный более чувствительный, требует фантом, но обеспечивает более высокое качество записи. Учтите, что к нему, скорее всего, потребуется предусилитель. Не смотрите на модные лампочки, цифровые преампы с компрессором ничуть не хуже. По поводу марки: из динамических берите Shure sm58, не ошибетесь. Из конденсаторных можно порекомендовать ОКТАВА 319, он недорогой и качественный. Из микрофонной обработки – что-нибудь из серии приборов dbx, в зависимости от конкретной задачи.

Комментарии:

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля

Ссылка на основную публикацию
Как поставить старую версию скайпа
Программа Skype, как и любой другой активно развивающийся софт, постоянно обновляется. Однако не всегда новые версии выглядят и работают лучше...
Как повернуть диаграмму на 90 градусов
Научимся вращать (поворачивать) график функции относительно начала координат. Для примера используем график функции y=x*sin(10*x). Координаты (x'; y') в результате поворота...
Как повернуть купольную камеру видеонаблюдения
Страница 12 5 Регулировка положения видеокамеры Положение купольной видеокамеры можно регулировать по двум осям. Следя за изображением на мониторе, отрегулируйте...
Как поставить фотографию на контакт в андроид
На любом смартфоне реализована возможность установки изображения на телефонный контакт. Оно будет отображаться при поступлении входящих звонков от этого контакта...
Adblock detector