При установке или эксплуатации погружного насоса может возникнуть необходимость удлинения силового кабеля. Собственно речь пойдет не о удлинении-соединении, а об изоляции места соединения проводов погружного насоса. В данном случае соединение должно быть полностью герметично, так как условия эксплуатации просто экстримальные — под водой.
Во первых соединенные концы кабеля должны быть пропаяны, либо находиться в специальных зажимных гильзах. Для электро-гидроизоляции проводов погружных насосов можно использовать:
- термоусадочную трубку
- изоленту
- заливные муфты.
При изоляции термоусадочной трубкой
Термоусадка должна быть клеевой. На ее внутренней поверхности нанесен слой клея, который при обжимании расплавляется и образуется сплошной герметичный слой. Термоусадочная трубка способна сжиматься при воздействии на нее повышенной температуры и плотно охвватывать изолируемые поверхности. Как правило это производится с помощью горелки, специального фена или открытого пламени если диапазон температур для трубки не критичен. В этом случае подойдет простая зажигалка. Температура нагревания указывается в инструкции к трубке.
Из изолент лучше применять ленту ЛЭТСАР. Главная ее особенность — способность монолитизироваться, то есть превращаться в сплошную трубку. Продается она в больших бабинах, намотанная с прослойкой полиэтилена (чтобы не слиплась). Слои ленты ЛЭТСАР следует наматывать с перекрытием предыдущего наполовину. Для качественной изоляции требуется 3-4 слоя ленты.
Заливная муфта по сути — коробка куда укладывается место соединения кабеля и заливается компаундом(смола отверждаемая в есстественных условиях). В отличии от первых двух более кустарных способов муфта считается практичной и имеет дольший срок службы.
Хотя в советское время для таких работ использовалась обычная изолента — и отлично служила.
При установке или эксплуатации погружного насоса может возникнуть необходимость удлинения силового кабеля. Собственно речь пойдет не о удлинении-соединении, а об изоляции места соединения проводов погружного насоса. В данном случае соединение должно быть полностью герметично, так как условия эксплуатации просто экстримальные — под водой.
Во первых соединенные концы кабеля должны быть пропаяны, либо находиться в специальных зажимных гильзах. Для электро-гидроизоляции проводов погружных насосов можно использовать:
- термоусадочную трубку
- изоленту
- заливные муфты.
При изоляции термоусадочной трубкой
Термоусадка должна быть клеевой. На ее внутренней поверхности нанесен слой клея, который при обжимании расплавляется и образуется сплошной герметичный слой. Термоусадочная трубка способна сжиматься при воздействии на нее повышенной температуры и плотно охвватывать изолируемые поверхности. Как правило это производится с помощью горелки, специального фена или открытого пламени если диапазон температур для трубки не критичен. В этом случае подойдет простая зажигалка. Температура нагревания указывается в инструкции к трубке.
Из изолент лучше применять ленту ЛЭТСАР. Главная ее особенность — способность монолитизироваться, то есть превращаться в сплошную трубку. Продается она в больших бабинах, намотанная с прослойкой полиэтилена (чтобы не слиплась). Слои ленты ЛЭТСАР следует наматывать с перекрытием предыдущего наполовину. Для качественной изоляции требуется 3-4 слоя ленты.
Заливная муфта по сути — коробка куда укладывается место соединения кабеля и заливается компаундом(смола отверждаемая в есстественных условиях). В отличии от первых двух более кустарных способов муфта считается практичной и имеет дольший срок службы.
Хотя в советское время для таких работ использовалась обычная изолента — и отлично служила.
Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026
Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.
Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон
Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много "неправильных" скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем "веник" подключаемого провода в начало "веника" основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.
Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места "скрещивания" до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.
Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:
И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:
Так или иначе, очевидно, что "на коленке" повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:
Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.
Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм
Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)
Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится: