Для создания и редактирования текстов программ предназначен текстовый редактор системы Pascal ABC. Режим редактирования автоматически устанавливается сразу после загрузки Pascal ABC: в окне редактора появляется курсор.
В нормальном режиме работы редактора (режим вставки) каждый вновь вводимый символ «раздвигает» текст на экране, смещая вправо остаток строки. Редактор также может работать в режиме наложения новых символов на существующий старый текст: в этом режиме новый символ заменяет символ, на который указывает курсор. Для перехода к режиму наложения необходимо нажать клавишу . Повторное нажатие этой клавиши восстановит режим вставки.
Все команды редактора условно можно разделить на команды перемещения курсора, команды удаления/вставки, команды работы с выделенными блоками.
Среди команд перемещения курсора наиболее часто используются следующие:
Pg Up на страницу вверх; Home в начало текущей строки;
Pg Dn на страницу вниз; End в конец текущей строки;
Ctrl-HOME в начало программы; Ctrl-END в конец программы.
Команды удаления и вставки
INS – включить (отключить) режим вставки;
Back space стереть символ слева от курсора;
Del стереть символ справа от курсора или выделенный фрагмент;
Ctrl-Y удалить строку, на которой располагается курсор;
Ctrl-T удалить слово справа от курсора;
Enter вставить новую строку.
Для выделения текста блока применяются следующие команды:
Shift- выделить фрагмент текста;
Ctrl-A выделить всё.
Редактор позволяет также обрабатывать выделенные фрагменты текста. Выделение текста выполняется обычными средствами: “мышью” или клавишами Shift со стрелками. Команды редактора находятся в меню Правка (рис. 2).
Для записи подготовленного текста на диск достаточно нажать клавиши Ctrl-S или обратиться к разделу меню Файл и опции Сохранить.
Рекомендуемым способом загрузки файлов является выбор раздела Файл и затем опции Открыть. После этих действий на экране появляется диалоговое окно, в котором с клавиатуры необходимо задать имя файла и нажать клавишу Enter. Если файл с таким именем существует, то в редакционном окне появится содержимое данного файла для дальнейшего редактирования. Если файла с таким именем нет, то редакционное окно будет очищено и можно вводить требуемый текст, который при записи на диск (клавишами Ctrl—S) в дальнейшем будет занесен в файл с данным именем. Ускоренное создание нового файла реализуется через раздел Файл (Ctrl—N) и опцию Новый. В этом случае файл не имеет имени и при записи его на диск запрашивается имя файла для сохранения.
1.3. Правила оформления программ
Набор текста программы производится с клавиатуры. После заполнения очередной строки следует нажать на клавишу , чтобы перевести курсор на следующую строку.
Каждое предложение программы рекомендуется начинать с новой строки. Предложение можно продолжить в следующей строке (без введения каких-либо знаков переноса или продолжения). Предложение в языке Паскаль может начинаться с любой позиции строки, однако при наборе программы следует придерживаться единых для всех программ правил оформления текста.
Признаком хорошего стиля программирования является применение отступов в строках при оформлении текстов программ, поскольку они делают программу более наглядной.
Так, объявления (const, type, var и т.п.) и слова begin — end, определяющие тело главной программы, выравниваются по левому краю текста. Все предложения внутри любой пары операторных скобок begin — end записываются с отступом на определенное число позиций по отношению к первой букве слова begin (end).
Предложения тела цикла обычно выравниваются по расположению управляющей переменной цикла в заголовке. В конструкции if-then-else с одинаковых позиций (в разных строках) записываются слова then и else, в операторных скобках слова begin и end. Предложения внутри подпрограмм записываются тоже с отступом от левого края текста программы.
Программирование на языке Паскаль в соответствии с изложенными правилами именуется структурным программированием.
Важными моментами при написании программы являются выбор имен (идентификаторов) и оформление полученных результатов. При введении обозначений следует отдавать предпочтение мнемоническим (смысловым) именам, а не именам типа х, y, z, которые совершенно не информативны. Результаты программы должны иметь наглядный вывод: сопровождаться заголовками и сообщениями, поясняющими смысл выводимых величин.
Кроме того, сделать программу более наглядной позволяет включение в ее текст комментариев. Комментарии рекомендуется помещать в начало программы и в начало крупной программной единицы (подпрограммы, вложенных циклов и т.п.) и выделять пустыми строками или особо важные заключать в рамку.
Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:
✎ 1) program – по-английски «программа», пишется в самом начале кода, после чего идет название программы латиницей и точка с запятой. Например: program Summa; − программа под названием Summa. Но эту часть кода, называемую заголовком программы, можно и не писать − она присутствует только для наглядности и показывает, какую задачу решает данная программа. Здесь мы употребили слово «код» − так называется текстовая запись программы.
✎ 2) integer – по-английски означает «целое число» (или просто «целое») и в Паскале используется для обозначения 32-битных (8 байт) целых чисел со знаком с диапазона [-2147483648, 2147483647] . Что означают эти большие числа, мы потом разберем.
✎ 3) real – с английского «реальный», «настоящий», «вещественный», «действительный». В языке Паскаль этим термином обозначаются вещественные числа с диапазона [-1.8∙10 308 , 1.8∙10 308 ] . Это очень большие числа, но значащих цифр выводится 15 – 16. Кстати, типы данных integer и real в среде программирования PascalABC.Net всегда автоматически выделяются синим цветом.
✎ 4) const – аналог англ. «constant», означающее «постоянная», «константа». В Паскале это величина, которая не может изменяться. Записывается так:
Эту запись надо воспринимать так, как она пишется: число N равно 12, S равно 5, «пи» равно 3,14 (как и в математике, только вместо запятой в Паскале используется точка). В последней строке мы использовали двойной слэш (две косые черты), после которых идет текст, – так в Паскале пишутся комментарии, и их программа не воспринимает. Всё, что начинается двойным слэшом и до конца строки – это комментарий, который пишется для пояснения к программе и всегда выделяется другим цветом (в PascalABC.Net — это зеленый , в Turbo Pascal не используется такой вид комментария). Существует и другой тип комментария – это <текст, заключенный в фигурные скобки, так же, как и здесь, тоже выделяющийся зеленым цветом>. Этот вид комментария может действовать несколько строк подряд – от начала скобки и до её закрытия, и всё, что находится в середине такой конструкции, компилятор не воспринимает как код и просто пропускает.
В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:
После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.
✎ 5) var – происходит от англ. «variable» («переменная», или «изменчивый»), что в Паскале означает величину, которая в процессе программы может изменять свое значение. Записывается так:
Как видно из записи, знака «=» здесь нет – пересчитываются переменные одного типа (через запятую) и после двоеточия указывается только тип. Переменные N, m (целые) и Q, r, t (вещественные) в программе могут изменять значения в пределах integer и real соответственно. Ещё одно замечание: описание переменных всегда стоит после описания констант (постоянных) – сначала идет конструкция const , а потом var .
✎ 6) begin – в переводе с английского означает «начинать» и Паскале означает начало основной программы, в которой записываются команды (операторы). После слова begin точка с запятой не ставится.
✎ 7) end – по-англ. «конец», и в языке Pascal означает то же (конец программы). После последнего слова end всегда стоит точка. Мы выделили слово «последнего», поскольку использование конструкции begin – end возможно ещё в одном случае: это так называемые операторные скобки, которые применяются для объединения нескольких операций под одним оператором. Но об этом потом. Таким образом, основная программа будет выглядеть так:
Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.
✎ 8) write – по-английски означает «писать». Этот оператор выводит на экран текст, помещенный в него, поэтому так и называется – оператор вывода. Текст, помещенный в него, выделяется синим и записывается так:
write( ‘этот текст выведен на экране’ );
Сообщение, находящееся в скобках и кавычках, будет показано в окне консоли (просто в скобках без кавычек нельзя). После выполнения этого оператора мы увидим на экране:
этот текст выведен на экране
В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:
write( ‘Величина площади равна: S = ‘ , S);
В результате получим на экране результат:
Величина площади равна: S = 50
А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:
write( ‘Величина площади равна: S = ‘ , S, ‘ кв.м’ );
После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:
Величина площади равна: S = 50 кв.м
✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.
✎ 10) read – в переводе с английского означает «читать», поэтому read называется оператором считывания, или ввода данных. Записывается как read(N), что означает необходимость ввода величины N, где N – любое число, или текст, или другой тип переменной. Например, если надо ввести возраст человека, которому 32 года, мы можем записать так:
В первой строчке этого кода программа выводит вопрос « Каков Ваш возраст? » и переводит курсор в следующую строку (окончание ln); во второй строке мы выводим « Year = » (в начале пробел); далее мы видим оператор readln(Year) означающий необходимость введения возраста Year (число 32); наконец, выводим сообщения « Мой возраст », « 32 » и « года. » поочередно. Необходимо внимательно следить за пробелами. В результате выполнения данного кода мы получим сообщение:
Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года
✎ 11) readln – то же, что и read, только с переводом на новую строку. Действительно, в приведенном выше примере после введения числа Year мы только в следующей строке пишем: « Мой возраст 32 года ».
Это пока что все. На следующей странице мы напишем первую программу, и в программировании на Паскале это будут наши первые шаги.
Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.
Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля»; «Паскаль для чайников» и другие).
История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.
С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.
Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.
Что такое язык программирования Паскаль
Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.
Особенности системы PascalABC.NET
Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.
Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:
- Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
- Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
- В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
- В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
- В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.
Примеры программ на PascalABC.NET
Сумма вводимых целых чисел
Произведение целых чисел
Сколько нечетных среди n введенных
Защита от неверного ввода
Вывод 10 первых степеней двойки
Найти сумму цифр целого положительного числа m
Разложение числа на простые множители
Паскаль для начинающих – основные понятия
Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.
Рабочая область
Как выглядит рабочее пространство?
Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.
Алфавит Паскаль
Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.
Что к ним относится:
- Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
- Арифметические символы (0, 1, 2…).
- Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
- Неделимые символы (:=, ˃=…).
- Служебные слова:
- and – и;
- array – массив;
- begin – начало;
- do – выполнить;
- else – иначе;
- for – для;
- if – если;
- of – из;
- or – или;
- procedure – процедура;
- program – программа;
- repeat – повторять;
- then – то;
- to – до;
- until – до (= пока);
- var – переменная;
- while – пока.
Структура программы
Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?
По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:
Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.
Структуру можно представить так:
Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.
Операторы write, writeln, read, readln
Выясним, как происходит вывод и ввод информации.
Вывод
Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.
В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.
Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).
Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).
Целый тип данных
Выделяют 3 основных вида:
С ними также проводят простые действия:
Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).
Вещественные типы данных
К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.
Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у ) 10 заменяется Е и число имеет запись:
С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:
- квадратный корень – sqrt;
- абсолютная величина – abs;
- квадратичная функция – sqr;
- синус – sin;
- косинус – cos;
- арктангенс – arctan;
- натуральный логарифм – ln;
- экспонента – exp.
Обработка данных
Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:
- целая часть числа – int;
- дробная часть числа – frac;
- получение целой части числа – trunc;
- округление до целого – round;
- преобразование порядкового типа – ord;
- преобразование кода в символьный тип – chr;
- определение предыдущего значения величины – pred;
- определение последующего значения величины – succ.
Математические операции
Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.
Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?
Простые включают в себя подтипы:
- целые – integer;
- логические – boolean;
- символьные – char;
- перечисляемые;
- интервальные;
- вещественные.
Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.
Структурированные делят на:
- массивы – array;
- записи – record;
- множества – set;
- файл – file.
Для каждого типа характерны свои наборы операций.
Условия
Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.
Схема представлена на рисунке ниже.
Логические операции
Операции основаны на истине факта или его лжи.
Выделяют 3 вида таких функций:
- Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
- Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
- Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).
Функции управления программой
Какие еще существуют процедуры:
- Inc – увеличение числа;
- Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы;
- Uses crt – запуск clscr;
- Length – возвращение длины строки;
- Val – преобразование строки в число;
- Pos – отыскать в строке первое преобразование;
- Assign – связывание переменной с файлом;
- Upcase — перевод строчных букв в заглавные.
Заключение
Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.